Речь идет о портах Эс-Сидер и Рас-Лануф. Во время гражданской войны обе стороны воздерживались от прямых атак на сами нефтяные терминалы, рассчитывая получать от них доход в дальнейшем. Рас-Лануф несколько раз переходил из рук в руки, пока окончательно не попал под контроль антиправительственных сил, но сейчас боевики вытеснены из этого района.
Форс-мажорная ситуация может прекратиться через две недели, когда произойдет отправка танкеров из крупнейшего ливийского порта Эс-Сидер. Готовится отгрузка нефти и из Рас-Лануф, третьего по величине экспортного терминала в стране, где уже начали действовать сотрудники National Oil. Они работают и в двух портах на западе Ливии, где сохраняется контроль исламистского правительства, находящегося в Триполи.
Эс-Сидер способен отгружать 340 тыс баррелей в день, но чтобы полностью выйти на эти объемы, потребуется не менее месяца из-за ремонта подводящих к нему трубопроводов и электрических сетей. Из 19 нефтехранилищ 10 не имеют повреждений, и содержащиеся там 2,14 млн баррелей нефти готовы для экспорта. Рас-Лануф, с его экспортной мощностью 220 баррелей в день, не имеет повреждений, хотя бои в том районе были более интенсивными.
По сообщению ливийского информационного агентства, правительство аль-Тинни разрешило NOC открыть банковский счет в ОАЭ. Также дано распоряжение об обмене экспортной сырой нефти на импортные поставки бензина, чтобы снизить нехватку топлива в Ливии. Ливийский центральный банк, куда покупатели нефти переводят деньги согласно ранее установленной системе платежей, отказался принимать чью-либо сторону и в настоящее время осуществляет только выплаты по бюджетным статьям, установленным еще до распада страны.
Порты будут действовать, несмотря на сохраняющуюся угрозу вылазок со стороны боевиков, связанных с «Исламским государством», подтвердил в субботу премьер-министр аль-Тинни. Среди стран ОПЕК Ливия стала слабейшим звеном, снизив уровень нефтедобычи с 1,6 млн баррелей (до 2011 года) до 500–600 тыс баррелей в день в прошлом году. Сейчас законное правительство контролирует пять из девяти ливийских терминалов по экспорту нефти. Исламистская администрация Омара аль-Хасси держит под контролем порты Завийя и Меллитах, второй и четвертый по величине из ливийских портов. Еще два терминала – это морские отгрузочные платформы.